воскресенье, 30 марта 2014 г.

Мое отношение к школе, учителям, учебному процессу. Школа – стартовая площадка для творчества

Шумакова Анастасия
МБОУСОШ №15 г. Тулы
10 класс
Школа – это учебное заведение для получения общего образования, это неоспоримый факт, именно здесь мы получаем заранее заданную сумму знаний, умений и навыков. Конечно, в первую очередь задача школы – развивать интеллект, но ведь школу можно рассматривать как стартовую площадку для творчества. 
В школе мы проводим большую часть времени и очень приятно, что это время проходит не только полезно, но и интересно. Особенно я люблю уроки русского языка, литературы, математики, истории и мировой художественной культуры. Дело в том, что именно на этих уроках, как мне кажется, особенно активно происходит развитие моих творческих способностей. 
Уроки русского языка отвечают за развитие речи, умение говорить не только правильно, но и красиво. Очень многое в развитии речи учащихся играет личность учителя: чем богаче его речь,выразительнее интонации, тем быстрее у учеников сформируется умение говорить на родном языке правильно, красиво, выразительно.
На уроках литературы мы читаем. Большое внимание на этих уроках уделяется декламации. Оказывается, довольно много учащихся обладают умением выразительно читать художественные произведения. Может быть, дело в том, как учитель развивает эту способность. Во-первых, первое чтение художественного произведения всегда образцовое: или учитель читает сам, или дает нам прослушать записи мастеров художественного слова. Во-вторых, много времени отдается работе над умением выразительно читать, в частности составлению исполнительской партитуры текста. В результате чтение наизусть отрывков из прозаических произведений или стихотворенийпревращается в настоящее представление, где каждый может проявить свои способности. Это ли не простор для творчества? Каждый из нас чувствует себя артистом на сцене, ведь нас научили не только верно интонировать, делать паузы или выделять главное слово в строке, но и красивым жестам, умению работать с дыханием, голосом. Наверное, отнюдь не случайно именно мой класс самый активный участник любого школьного праздника и ведущих всех мероприятий выбирают среди моих одноклассников. 
Особый вид творчества на уроках – сочинения. Это отличная возможность попробовать себя в качестве писателя, творца, если можно так сказать. Многие виды письменных работ по русскому языку и литературе дают нам такую возможность: сочинение-рассказы, сочинения по картинам, сочинения по данному началу, сочинение в форме дневниковой записи, репортаж, отзыв на литературное произведение и многие другие жанры письменных творческих работ. На уроках подготовки к сочинениям мы знакомимся с законами построения произведений, отличительными особенностями текстов разных типов и стилей, узнаем технологию написания того или иного жанра.
Нельзя, как мне кажется, обойти вниманием еще один вид словесного творчества на уроке – это устное словесное рисование. Этот вид работы долгое время был одним из моих любимых на уроках русского языка и литературы. Представлять картину в своем воображении и делать ее доступной другим только с помощью слов – это ли не творчество?
Но развитие творческих способностей возможно не только на уроках русского языка и литературы. Мой любимый учитель истории и обществознания много внимания уделяет проектам, которые мы должны защищать. Защита своего проекта – это тоже творчество, как представить свое исследование, чтобы с первой минуты захватить внимание слушателей и заставить их, затаив дыхание, следить за развитием твоей мысли. Огромное значение при этом имеет оформление работы. Подобрать слайды к презентации, правильно их расположить, оформить дизайн, подобрать звуковое сопровождение – все это настоящее творчество! Да и выступление перед аудиторией требует определенных творческих способностей.
Математика. Казалось бы, ну на этом уроке точно не может быть никакого творчества. Но нет, иногда решение задач требует от ученика именно творческого, по-другому и не скажешь, подхода. А если еще и учитель – творческая личность, то и урок математики может превратиться в настоящее священнодействие.
Урок мировой художественной культуры дает нам необходимую теоретическую составляющую для последующего творчества. Знание основных музыкальных стилей, направлений живописи, техники скульптуры дает возможность понять, что именно мне лично интересно, нужно, что соответствует моим способностям и склонностям.
Уроки ведут учителя. Именно от их личных и профессиональных качеств, педагогического таланта зависит и наше желание развивать свои способности, что-то творить, выдумывать, претворять свои задумки в жизнь. Только творческая личность может зажечь другого, повести его за собой, увлечь тем, что интересно. Иногда урок превращается в настоящую мистерию и мы сидим, боясь хоть на секунду оторвать глаза от учителя, когда он у доски вдохновенно творит. Это творчество может быть в любой форме: чтение наизусть произведения не хуже, чем актриса в театре, объяснение теоремы по геометрии или анализ личности Ивана Грозного и выявление причин его политики по отношению к боярам. Даже рассказ о строении тела кольчатого червя можно превратить в захватывающее зрелище. И дело тут не во внешних эффектах, дети очень тонко чувствуют фальшь и всегда могут сказать, интересно ли самому учителю вот сейчас в данную секунду открывать с нами что-то новое или он просто «играет на публику». Да и отношение к каждому из нас, интерес к нашим способностям, склонностям, таланту, к тому, как мы развиваемся каждый год, месяц, день, даже каждый урок, нельзя симулировать. Если учителю интересен его предмет, если он по-настоящему увлечен работой с детьми, если ему интересно совместное творчество, он всегда будет любим своими учениками.
Но развитие творческих способностей, возможно в школе не только во время учебного процесса. Творчеству способствуют кружки, созданные в нашей школе, внеклассные мероприятия, внеурочные занятия по учебным предметам. На предметных неделях, праздниках, конкурсах можно заявить о себе как о личности талантливой, одаренной в той или иной области искусства. Мы поем, декламируем, танцуем, рисуем, создаем компьютерные презентации и видео ролики, ставим на сцене отрывки из драматических произведений. Это умения и навыки, полученные нами в школе, останутся с нами на всю жизнь. Многим из нас опыт этих выступлений помог понять себя, свои склонности, способности, дал возможность реализовать свой творческий потенциал.
Следовательно, школа – это стартовая площадка для творчества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий