воскресенье, 30 марта 2014 г.

Мое отношение к школе, учителям, учебному процессу. Школа - стартовая площадка для творчества

Зебелева Татьяна
МОУ "Гурьевская СШ имени С.К. Иванчикова"
11 класс
Заканчивается учебный год.
Сегодня я села и проанализировала все, что осталось позади. Самое главное, я заканчиваю 11 класс.
Как все закономерно в школьной жизни. Поначалу, став школьниками, мы бегали в детский сад к воспитателю, став 5-пятиклассниками - чуть ли не каждый день рассказывали первой учительнице о своих успехах. Затем привыкали к новому классному руководителю Абаниной Ю.А.. Постепенно возраст берет свое. Мы взрослеем, и вот уже заканчиваем школу и через несколько месяцев уйдем в большую жизнь. Мне кажется, сначала мы будем приходить в школу, чтобы похвалиться успехами, излить свою душу – в нашем классе есть ребята, у которых просто нет более близкого и надежного друга, чем Юлия Анатольевна. Я думаю, что потом мы будем появляться реже – подростки не любят предаваться воспоминаниям детства, у нас появятся новые друзья, новые авторитеты. Но то, что заложила в нас школа, остается. В интересе к учению, в трудолюбии, в общительности, в умении вести себя. К воспитанности, одним словом.
На классном часе с нами была проведена анкета: Для чего вы ходите в школу?
Вот, что ответил наш класс:
- В сознании каждого человека заложено: надо учиться.
- Праздный вопрос… Естественно, чтобы нас учили.
- Учиться.
- Учиться, получать хорошие знания, поступить в ВУЗ.
- Получить знания, которые потом обязательно пригодятся в жизни.
- Сам удивляюсь, до сих пор понять не могу. 
- Знания, полученные в школе, помогают мне стать образованным человеком, побуждают развиваться дальше самостоятельно. 
Ну, какой ответ вам больше всего нравится?
Конечно, знания пригодятся в будущем для дальнейшей учебы и для работы. Можно понять ученика, который хочет получать хорошие отметки. Но мне, кажется, что, ставя такие узко-практические цели, ребята обедняют свою сегодняшнюю жизнь. Вот, представьте, вы готовитесь к уроку, ну, к примеру, к уроку литературы. Задание: рассказать о великом русском поэте А.С. Пушкине.
Для первого ученика главная цель – хорошая оценка. Он старательно прочитает биографию поэта, ответит на вопросы, составит план ответа, перескажет. Потом ответит, получит пятерку (заработанную!) – и выбросит из головы, освободив место для нового учебного материала. А вот второй ученик. Он тоже составит конспект биографии Пушкина, подготовит пересказ. Но, кроме того, попробует представить, что за человек был этот «основоположник русской литературы», что за люди его окружали, представит себя среди лицейских друзей. Не приняв на веру эпитет «Великий», найдет сборник стихов поэта и зачитается, даже захочет выучить наизусть. Он тоже получит пятерку и тоже заслуженно. А дома опять потянется к сборнику Пушкина. 
Пройдет время, и вдруг, на вечере встреч с выпускниками, увидев одноклассницу, прочитает ей строки:

И вот настало проведенье,
И вот опять явилась ты
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. 

Я думаю: чем ярче ты сам, тем ярче и красочнее, интереснее и занимательнее становится мир вокруг тебя и для тебя. 
Я часто спорю со своими друзьями о смысле жизни, о ценностях, которые нас окружают. Часто, о как часто, мы, ребята, стремимся иметь одежку помоднее и подороже, музыку погромче и «сотик» покруче, а душу свою и ум одеваем во что-то старенькое, дешевенькое, заставляя довольствоваться 2-3-мя примитивными аккордами на ненастроенном инструменте… 
Что греха таить, учимся в школе по системе: сдал – получил- забыл. 
Вернусь к анкете. Там был вопрос: Интересно ли тебе учиться? Если - да, объясни почему. Если - нет, назови причину, и кто в этом виноват. 
Вот что отвечают ребята:
- Когда как, потому что иногда уроки хорошие, а иногда я не понимаю материал. Учителя не понятно объясняют. 
- Мне неинтересно. Не знаю почему. Наверное, учителя не могут увлечь. 
- Интересно учиться, когда узнаешь что-то новое. Если же в чем-то не разберешься или хоть раз поленишься, то постепенно запустишь материал и перестанешь понимать. А как же можно любить то, что не понимаешь? Виноват прежде всего сам, а иногда учебники – запутанные и скучные. 
- Не очень. За 11 лет надоело. Виноваты учителя, скучно преподают. 
- Особого интереса нет, но я привыкла учиться. Почему так происходит? Может быть, я еще не выбрала себе цель в жизни. Не знаю, на что надо обращать внимание. В рамках школьной программы я учусь ровно, а интерес, я считаю, - это когда хочется заниматься сверх программы, дополнительно. 
- Нет. Неохота заниматься дома, а без домашних заданий не обойтись. Виновата программа. Всего много, много неинтересного и лишнего. 
- Да. Когда много знаешь, знания разных предметов соединяются. 
Разные ответы. Разные ученики, но 5-ых авторов (каких - догадайтесь сами) объединяет одно – позиция потребителя. Есть учитель, он должен меня учить, обязан заинтересовать, а я здесь лицо страдающее, жертва. Спору нет, прекрасно, когда учитель талантлив, когда он настоящий мастер. Но не только ученики ждут настоящего учителя, но и учителя, наверное, мечтают о талантливых учениках. Талантливого – не природой данного способности, а я говорю об умении учиться, о стремлении к знаниям. 
Рукопожатие невозможно, когда протянутая рука повисает в воздухе, когда навстречу не протягивается другая рука. Неинтересно – удобная отговорка. Учителя из кожи вон лезут, стараясь увлечь школьников: введение новых предметов, факультативы, предметные кружки, подготовка к ЕГЭ, акценты на игровые моменты. А происходит это после того, как старшеклассники по-разному решат для себя вопрос о необходимости трудиться. К этому вопросу, как герои сказок к камню на перепутье, приходит каждый. А там уж, что выберешь: направо пойдешь – найдешь, налево пойдешь – как водится, потеряешь. 
Я хочу обратиться к своим одноклассникам: Давайте ориентироваться (это мы знаем из географии) не только по стрелке «Интересно», но и по стрелке «Надо». 
Давайте извлечем (это уже математика) рациональный корень из всего сказанного. Давайте сложим силу (как учит физика) волею ума. Давайте запомним (опираясь на правила русского языка), что учиться - это значит «учить - ся», учить себя. Давайте считать увлекательность учебного процесса его катализатором (химия, уже химия), а не лакмусовой бумажкой его успешного протекания. Давайте помнить, что учитель и ученик суть одного живого и развивающегося организма (анатомия или биология). Давайте сделаем так (пришел черед литературы), чтобы пушкинские «ленивы и нелюбопытны» было сказано не про нас. Давайте поторопимся перевести стрелки нашей внутренней настройки из диапазона «отдых» в диапазон «учеба». И тогда не будет страшно сдавать ЕГЭ, учиться в ВУЗе, применять свои знания на практике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий