вторник, 2 апреля 2013 г.

Образование и информатизация

Антон Герасимов, МБОУ-СОШ №64, 11 А 

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни; информационное пространство глобально, динамично, всеобъемлюще… Современные технологии с переменным успехом внедряются в образовательный процесс на всех ступенях повсеместно. 
Каково влияние всех этих технологических преобразований в обществе на образование в целом? Колоссально или ничтожно? Зависит от угла, под которым мы хотели бы рассматривать данный вопрос.
Еще десять-пятнадцать лет назад, когда сеть Интернет и её русский сегмент (так называемый Рунет) не имели столь широкого распространения и столь обширного круга пользователей, любую, зачастую ничтожную даже, информацию приходилось отыскивать во вполне себе материальных источниках: книгах, брошюрах – разумеется, поиск тоже был «ручным», никаких вам Яндексов и Гуглов. Сейчас иначе. Ответ на любой интересующий Вас вопрос можно с самыми минимальными навыками веб-сёрфинга отыскать, затратив на это секунды времени и ноль энергии. Хорошо ли это? Ну, в каком-то смысле, да, несомненно. Нужна дата исторического события? Гуглим, находим. Непонятный научный термин? Поступаем аналогично. Вроде бы всё замечательно, быстро, чётко. Но на деле результат такого поиска информации иной. По сути, пользуясь панацеей под названием Википедия и ей подобными, все мы (а большинство пользователей Сети не просто знают об их существовании, но и обращаются с завидной регулярностью) ходим по верхам. То есть мы получили возможность быстрого, без вникания и анализа информации, её получения. При нынешнем потоке, конечно, всего не проанализировать, но я говорю именно о важности старых методов поиска данных с позиций полезности для образовательного процесса. Вот сейчас, должно быть, полетят табуреты в мою скромную персону. Как так? На Интернет и Вики наезжать? А вот так. Интернет избавил учащихся от нужды самостоятельно выполнять творческие работы, презентации, искать и сопоставлять факты и оценки, доклады и рефераты чуть менее чем полностью состоят из нарезок информации из той же Википедии и ей подобных ресурсов. По крайней мере, так происходит в школе, насчёт ВУЗов не могу судить в силу объективных обстоятельств: сам пока что школьник. При таком подходе к учёбе в голове не остаётся совершенно ничего, ну совсем (или же самая малость – и у индивида начинает формироваться так называемое «клиповое мышление»). Переписывая цитату из книги, используя материалы лекций, сам волей-неволей вникаешь в них, по ходу запоминая. А зачем запоминать, когда есть Ctrl+C?

То есть Интернет, без спросу влезший в образовательный процесс, оказывает равновеликое по мощности как пагубное, так и позитивное влияние.
Если поискать ещё положительные стороны Интернета, то это, разумеется, коммуникации. Глобальные, общемировые. Открытость. Естественный плюрализм по всем вопросам. Коммуникации через Сеть могут быть полезны для дистанционного образования, и, кажется, уже много где и кем используются с этой целью. В то же время, говоря о самообразовании и совершая гипотетическую привязку его к Интернету, понимаю, что сомневаюсь. Самообразование вообще удел людей целеустремлённых до крайности, высоко мотивированных в самом положительном смысле этих слов. Таковые способны найти в Сети то, что им поможет. Образовываться способны. Но это пока что не большинство. Представители большинства же зачастую аморфны, неспособны к мотивации, неспособны употреблять Интернет в столь «высоких» целях. Его, в свою очередь, можно рассматривать одновременно и как золотой прииск (или нефтяную скважину, что нам роднее), и как гигантскую глобальную свалку. Кто способен самообразовываться вместо сидения дни напролёт в социальных сетях? Покажите мне этих людей, хочу пожать их героические руки.
Делая промежуточный вывод, отмечу: образование следует получать в учреждениях, специально для этого отведённых, а сеть Интернет стараться хотя бы частично употреблять для расширения кругозора, обогащения эрудиции.
Вообще, сглаживание перекосов между негативным и позитивным влиянием на образовательный процесс – это важная часть работы всех инновационных проектов в данной сфере общества.
…Я уже говорил о, как мне кажется, важном аспекте учения – работе с книжным источником. В условиях компьютеризации библиотеки начинают преобразовываться в электронные. Это хорошо в плане экологии, например: меньше бумажных книг, больше деревьев. Я здесь не вступаю в противоречие с ранее сказанным, ратуя за электронные библиотеки. Книга останется книгой вне зависимости от формата. Другое дело, что я самым наивным образом не представляю себе хозяйственной стороны такой смены формата носителей информации, то есть, сколько в денежном эквиваленте это будет стоить, я не знаю, а потому и рассуждать об этом более не буду, уж не обессудьте. Плоховато я осведомлён по данному вопросу.
Ну, а теперь от глобального к сугубо персональному. А то всё про Интернеты, да про Интернеты. Непорядок.
Для меня образование – подлинное творчество, а университет – долгожданная ступень. Постиндустриальная концепция «образования через всю жизнь» кажется мне довольно любопытной. Поступать планирую на истфак ТГПУ – это для меня приоритетная задача и цель номер один на данном жизненном этапе. Считаю, что существование без университетского образования в современном нам мире, мягко говоря, не сильно перспективно: оно было и остаётся одним из главных, основополагающих социальных лифтов в любом обществе. И понятия «социальный лифт» и «перспективы» связываю напрямую, заметили? Потому как без первого второе значительно редуцируется.

На этом всё, спасибо за внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий