суббота, 6 апреля 2013 г.

Образы и образования

26 марта 2013 года в читальном зале центрального корпуса ТГПУ им. Л.Н. Толстого прошла церемония награждения участников конкурса творческих работ старшеклассников «Я и образования». В конкурсе приняли участие более 60 учащихся из 17 школ Тулы и области. Юноши и девушки в своих эссе, презентациях и видеороликах увлеченно искали ответы на вопросы: что такое непрерывное образование? какой должна быть современная библиотека? что будет, если в мире исчезнут книги? какую роль в современном образовании играет интернет? 

Участники должны были не только представить работу на суд жюри, но и «защитить» ее перед аудиторией. Непростая задача – донести до зрителей в течение пяти минут основную мысль своей работы, да к тому же, еще и ответить на многочисленные вопросы зала и членов жюри. Но наши участники справились и с этим. Возможно, благодаря тому, что они посещали мастер-классы, обучающие семинары и тренинги, которые в ходе конкурса проводили для них организаторы.
До финала дошли десять человек. Десять лучших. Эти ребята оказались особенными, потому что в своих работах продемонстрировали необычный, свежий взгляд на образование вообще и на российское образование в частности.



Сидящие в зале зрители активно участвовали в выборе победителей, задавали вопросы, поддерживали аплодисментами и голосовали за понравившегося участника. Зрители не видели самих конкурсных работ, но могли оценить точку зрения каждого финалиста по его «защите». Такая форма проведения как нельзя лучше соответствовала главной особенности конкурса – побудить школьников к размышлению над проблемами образования не только при создании работы, но и в дальнейшем. У меня как у зрителя в ходе мероприятия возникла масса мыслей и чувств. Из различных деталей увиденного в моем сознании сложился образ каждого из участников.

Вот светловолосая девушка в кофточке лазурного цвета, которая так ей идет. Это Татьяна Паршкова. Ей удается удивительная вещь: осветить в своем пятиминутном выступлении все стороны, все проблемы выбора профессии с точки зрения старшеклассника, выразить все связанные с этим сомнения и желания. Для характеристики сомнений, напряжения, терзающих, наверное, всех современных старшеклассников, Татьяна использует яркое сравнение: учителя, постоянно повторяющие «С вашими знаниями вам ни за что не сдать ЕГЭ», подобны Червонной Королеве с её постоянными восклицаниями «Отрубите ей голову!» из сказки «Алиса в стране чудес» Л. Кэррола. Татьяну не нужно прерывать, потому что она строго рассчитала время своей «защиты» и использовала его по максимуму. Простота, ум и ясность – эти три составляющие определили для меня образ Татьяны Паршковой и ее эссе «Журналист – это звучит гордо». И, кстати, такой трактовки горьковской фразы я еще не встречала. Татьяна заслуженно, по моему мнению, заняла первое место в номинации «Лучшее эссе».

А вот энергичный, своеобразно одетый, уверенный в себе юноша, небольшого роста, в очках в черно-белой оправе. Говорит громко, свободно и правильно, шутит. Суждения его подчас резковаты, а шутки, к сожалению, не встречают должной реакции. Это Антон Герасимов. Тема его работы «Образование и информатизация». Это эссе, в котором он оценивает роль интернета в современном образовании. Антон увлеченно ведет с аудиторией диалог, рисует чрезвычайно яркие образы. Его выступлению недостает системности: сразу видно – творческая личность. Говорит о том, что интернет невозможно контролировать. «Сеть интернет подобна Лернейской Гидре, - говорит Антон. – Отрубишь одну голову – отрастут две». Яркий образ сразу западает в память, ведь действительно, закрытием интернет-ресурсов проблема распространения нежелательного контента не решается, закроешь один сайт – появится два новых.

Награждение в номинации «Лучший видеоролик» вызвало в памяти образ какого-то кинофестиваля: представлять картину выходит актер, а режиссер наблюдает из зрительного зала, сложив на груди руки. Семен Григорьев держится как настоящий актер: раскованно и дружелюбно. Он рассказывает об их картине под названием «Строки», расхаживая по «сцене» и умеренно жестикулируя. Речь его поражает связностью и последовательностью. Он точно и ясно отвечает на заданные вопросы. Созданный им положительный образ не оставляет равнодушным никого – за ребят и их работу «Строки» зрители отдали больше всего голосов.

Вот вдохновленный «юноша-поэт» Матвей Ромашин, говорящий нам: «В начале было Слово…», а вот Анна Суслова, идущая по «бесконечному пути» образования, преодолевая преграды и становясь сильнее, вот только не совсем осознавая еще цель этого пути…И многие другие, не менее яркие, не менее живые, полные желания узнавать новое.
Каждый чем-то понравился, каждый оставил в памяти образ. Пусть их работы во многом наивны, суждения порой бескомпромиссны, речь иногда неуверенна… Но они мыслят и чувствуют, они не стесняются высказываться, они полны желания совершенствовать мир вокруг себя и совершенствоваться самим.

В какой-то момент во время конкурса я поймала себя на мысли, что в их возрасте не написала, не сделала, не сняла бы ничего подобного, во-первых, потому, что мне тогда просто не хватило бы знаний, уверенности, креативности, а во-вторых потому, что таких мероприятий у нас в школе не проводили. Значит, есть чем гордиться современной России, есть на что ей надеяться. Надеяться на таких вот ребят, которые стремятся к образованию и самореализации, и на такие конкурсы, которые это стремление поддерживают. К слову, многие из участников поделились своими планами на будущее. В планах - поступление в наш вуз.

Анна Шумилкина, студентка 5 курса 
факультета русской филологии и документоведения 
ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Комментариев нет:

Отправить комментарий