вторник, 9 апреля 2013 г.

Мои взгляды на современное российское образование

Елизавета Уткина 
МБОУ-СОШ № 64, 9А класс 

В современном обществе среди приоритетных направлений почетное место занимает образование. Какое огромное количество вузов в нашей стране функционирует, приглашая абитуриентов. Чуть ли не каждый день с экранов телевизоров можно услышать о каких-либо инновациях в сфере образования. Но, увы, так редко спрашивают мнения непосредственно причастных к этому людей, жителей целой галактики, под названием Образование - учителей, учеников и абитуриентов. Я рада, что конкурс эссе «Я и образование» дает прекрасную возможность - наконец-то и мне высказать свою точку зрения о современной системе образования, стать сопричастной к проблемам, от разрешения которых, возможно, будет зависеть и моя судьба.
Для начала необходимо разобраться, что вообще в моём понимании есть образование. Понятие «образование» можно интерпретировать по-разному. Мне кажется, это возможность расти интеллектуально и духовно. Образование – это школа и школьные дисциплины. Еще, на мой взгляд, неотъемлемая часть человеческого образования – это его эрудированность в разных сферах жизни. Образование не может ни в коем случае быть однобоким! Нет! Необходимо стараться познавать что-то новое во всем. Также образованием в каком-то смысле можно назвать и личный, жизненный опыт человека - с его трагедиями и радостями, падениями и взлетами. Все это образование. Оно, как бриллиант, под разным углом зрения засверкает абсолютно удивительными и неповторимыми оттенками. Но, чтобы этот самый бриллиант стал переливаться, его нужно правильно огранить. И ювелиром в этом деле в первую очередь является сам человек. Только его стремление к самосовершенствованию станет залогом глубокого, всестороннего образования.

Вспомним хотя бы величайшего человека и ученого М.В.Ломоносова. Никто не разрабатывал для него никаких образовательных программ и методических указаний, он сам выстроил систему своего собственного образования и твердо и непоколебимо шел к намеченной цели – познать как можно больше о жизни, человеке. Результаты этих познаний превзошли все ожидания: до сих пор мы восхищаемся энциклопедическими знаниями М.В.Ломоносова.
А Л.Н.Толстой…Он тоже сам формировал свою личность, выстраивая собственную концепцию образования, которая нашла отражении в его дневниковых записях.
Таким образом, все в человеке и все для человека. Он сам хозяин своей судьбы, которая напрямую зависит от уровня образования и стремления совершенствовать себя.
Корректирует же, помогает правильно огранить бриллиант, под названием Образование, государство, которое разрабатывает образовательные программы и стандарты. Попытаюсь высказать свою точку зрения в отношении современного российского образования.
Я, как человек оптимистичный, хочу начать с положительных аспектов государственной политики в области образования. Современное образование очень многогранно. Оно предоставляет возможность молодым талантам в разных сферах научной деятельности воплощать свои знания и умения. Для физиков и химиков существуют разного рода лаборатории, для географов организуются интересные, познавательные экспедиции, биологи могут ставить опыты, писатели и журналисты – принимать участие в различных диспутах и конференциях.
В школах проводятся ежегодные олимпиады, что способствует раскрытию талантов среди молодежи. Наверняка все слышали о «Сколково» - крупном научно– экспериментальном, инновационном центре, который раскрывает перспективу для многих одаренных людей. Вот где развитие! Вот где забота об образовании! По данным только за 2008 год, в России насчитывалось 1134 государственных и негосударственных вузов.
Но в современном образовании существуют положения, которые лично меня, мягко говоря, возмущают. Взять, к примеру, хотя бы положения ФГОС, обсуждаемые ныне. Они гласят, что в будущем в перечень обязательных предметов могут быть включены физическая культура и ОБЖ, а за пределами этого перечня останутся география, биология. Господа! Это же абсурд! О каком «образовании» может в этом случае идти речь?! Мы собираемся действовать по принципу: сила есть - ума не надо?!
Также бытует мнение, что русский язык и литературу объединят в один предмет. Безусловно, в Министерстве образования работают весьма компетентные люди, с этим поспорить нельзя. Но, даже подключив всю свою фантазию и богатое воображение, я не могу представить, как два значимых предмета объединить в один. Великая русская литература – это фундамент нашего менталитета. Если ее упраздняют как школьную дисциплину, следовательно, лишают молодёжь духовной основы, того, что делает нас русскими.
Я ученица девятого класса. И весь учебный год детям и даже, мне кажется, преподавателям в страшных снах снится надвигающаяся государственная итоговая аттестация. Быть может, я чего-то не понимаю … Но скажите, зачем по окончании девятого класса сдавать экзамены, по сути, в тех же условиях, в каких сдают после одиннадцатого? Ведь с таким же успехом можно провести экзамены внутри школы, как это было раньше. При этом дети не будут просыпаться в ночь перед экзаменом в холодном поту. Скажите, зачем эти нервные срывы?! Нам говорят, что ГИА – отличная психологическая подготовка перед более существенным экзаменом – ЕГЭ. Но все же я не могу понять необходимость двойного стресса. На мой взгляд, это только больше расшатает нервы детей, нежели подготовит их к чему-либо.
Но если отступить от психологических аспектов это проблемы… Учителя русского языка и литературы с детства учат нас, что нужно уметь ярко, образно, как можно интереснее выразить свою мысль! С чем же мы сталкиваемся на деле?! Девятиклассники должны писать сочинение на так называемую лингвистическую тему, предполагающую строгий план, отступить от которого смерти подобно! Детям просто не оставили выбора! Наши мысли стараются направить в одно русло, заключают в рамки стереотипов. Уважаемые, что же вы хотите получить в результате ваших реформ?! Роботов? Одинаково и однообразно мыслящих людей? Поймите, что, вводя подобного рода инновации, вы отбираете инициативу у пишущих детей, если можно так выразиться.
То же самое можно сказать и по поводу ЕГЭ в одиннадцатом классе. Написание части «С» по русскому языку предполагает «творчество по шаблону», когда ученическую мысль заставляют двигаться только в определенном направлении: проблемы, поставленные автором текста, необходимость их комментирования, позиция автора, мнение ученика. И как самый страшный приговор для «читающего» одиннадцатиклассника – два литературных примера, подтверждающих его позицию. Возникает вопрос : какие литературные аргументы смогут привести наши преемники, те, у кого собираются «отобрать» самый главный для русского человека предмет – литературу? Да и вообще, смогут ли они составить хоть какое-то мнение хоть по какому-то вопросу и грамотно выразить его? Сомневаюсь. Ведь уже сегодня делается так много, чтобы лишить ученика желания и стремления к творчеству. Одни только шаблонные образцы текстов по части «С» и разнообразные речевые клише все больше расшатывают этот фундамент – прочного и глубокого образования.
Я пока не могу сказать, кем хочу стать. Наверное, мы сейчас в таком возрасте, когда хочется освоить сразу все профессии. Но одно я знаю точно : кем бы я ни стала в жизни, в любой деятельности, и научной в первую очередь, необходимо поддерживать творческий подход. Только это, на мой взгляд, станет трамплином для развития российской науки и образования.
Университетское образование, по рассказам моих родителей – педагогов, поставлено именно на такие рельсы – творчества и сотворчества преподавателей и студентов. Безусловно, я хочу погрузиться в атмосферу интересных научных диспутов, увлеченных споров, в которых обязательно будет рождаться истина. Кроме того, все это, в конечном счете, повысит уровень моего самообразования и, надеюсь, станет стимулятором дальнейшего роста. Ведь настоящая личность не должна довольствоваться малым, успокаиваться, усыпленная легкими победами; нужно идти вперед и открывать для себя новые высоты. И так всю жизнь . «А спокойствие – душевная подлость!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий